Региональный поход

Государственное унитарное предприятие Оренбургской области "Аэропорт Оренбург" впервые вышло на рынок авиаперевозок Северо-Западного федерального округа (СЗФО). В середине ноября аэропорты Архангельска, Котласа, Мурманска и Нарьян-Мара приступили к обслуживанию самолетов L-410UVP-E20, выполняющих рейсы под фирменным наименованием "Оренбуржье". В оренбургском аэропорту АТО.ru сообщили, что полеты по СЗФО не субсидируются, а экономическая эффективность рейсов на L-410UVP-E20 неоднозначна.

Дополнительные возможности

Летом 2016 г. парк самолетов L-410UVP-E20 аэропорта Оренбург вырос с 7 до 10 ВС. Видимой потребности в расширении флота за счет дополнительных L-410UVP-E20 у авиапредприятия не было: основные производственные показатели "Оренбуржья" — количество перевезенных пассажиров, пассажирооборот, процент занятости пассажирских кресел — по итогам I полугодия снизились к аналогичному периоду 2015 г. соответственно на 9%, 21% и 0,1 п. п.

Но, по всей видимости, Оренбургская область решила поддержать важного налогоплательщика — Уральскую горно-металлургическую компанию (УГМК; контролирует производителя L-410 — чешскую компанию Aircraft Industries) — и оренбургский аэропорт получил с завода три так и не реализованные машины выпуска 2014 г.

По итогам 10 месяцев 2016 г. основные производственные показатели авиакомпании "Оренбуржье" по-прежнему находятся в минусе: к январю–октябрю прошлого года количество пассажиров снизилось на 5%, пассажирооборот — на 16%, процент занятости пассажирских кресел — на 1,6 п. п.

Раньше самолеты с надписью "Оренбуржье" можно было увидеть преимущественно в аэропортах Приволжского и Уральского федеральных округов. Но год назад в ГУП "Аэропорт Оренбург" сменилось руководство. При новом гендиректоре авиапредприятия Сергее Мордвинцеве (до этого он возглавлял, к примеру, авиакомпании "Кубань" и "Когалымавиа") география полетов "Оренбуржья" значительно расширилась.

Весной 2016 г. самолеты L-410 приступили к первым полетам внутри Южного федерального округа. С середины ноября ВС оренбургского аэропорта совершают рейсы между городами Северо-Западного федерального округа, куда они раньше также не летали.

Новые рынки

В ГУП "Аэропорт Оренбург" ATO.ru сообщили, что у "Оренбуржья" есть положительная практика присутствия во многих регионах России: на сегодняшний день география работы авиакомпании распространилась далеко за пределы Приволжского федерального округа.

Читайте также  Авиакомпания "Победа" получит еще два самолета Boeing 737NG

Наличие мощной АТБ позволяет ГУП «Аэропорт Оренбург» организовывать рейсы далеко за пределами своего родного региона

Фото: Леонид Фаерберг // Transport-photo.com

По данным авиапредприятия, авиакомпания "Оренбуржье" узнаваема, а ее деятельность востребована в Южном (Анапа, Волгоград, Геленджик, Краснодар, Ростов-на-Дону, Симферополь, Сочи), Уральском (Белоярский, Екатеринбург, Нижневартовск, Нягань, Сургут, Тюмень, Урай, Ханты-Мансийск, Челябинск), Центральном (Белгород, Воронеж, Калуга, Липецк) и Сибирском (Омск) федеральных округах.

Например, сейчас полетная программа "Оренбуржья" из Краснодара представлена рейсами в Симферополь, Сочи и Волгоград.

"Результаты работы по южным направлениям за летний сезон в целом удовлетворительные. На фоне общего для отрасли спада авиапредприятие уверенно движется в направлении развития производства", — прокомментировали в оренбургском аэропорту.

В ГУП объяснили, что планомерное усиление присутствия в новых регионах — явление закономерное: "На сегодняшний день парк ВС авиакомпании позволяет расширить географию полетов и увеличить частоты на особо востребованных маршрутах региональных перевозок, позволяя пассажирам планировать удобные стыковки".

В авиапредприятии отметили, что в процессе комплексной проработки направлений полетной программы "Оренбуржья" рассматриваются альтернативные варианты географии работы с учетом специфики применения L-410UVP-E20. А формирование итогового расписания полетов и распределение согласно ему ВС обусловлено целесообразностью маршрутов и существующей цепочкой рейсов авиакомпании.

На Северо-Западе

Аэропорт Оренбург базирует самолеты L-410UVP-E20 для работы по Северо-Западу России в Архангельске (аэропорт Талаги). В ГУП рассказали, что техническое сопровождение полетов осуществляется силами оренбургского авиапредприятия. Его персонал выполняет весь комплекс работ в рамках регламента техобслуживания этого типа ВС.

Маршрутная карта "Оренбуржья" в Северо-Западном федеральном округе включает в себя четыре оборотных рейса: Архангельск—Котлас (около 480 км), Архангельск—Нарьян-Мар (650 км), Архангельск—Мурманск (580 км) и Котлас—Киров (340 км).

Появление авиакомпании "Оренбуржье" на рынке авиаперевозок Архангельской и Мурманской областей, а также Ненецкого автономного округа вызывает некоторые вопросы. По данным сервиса "Яндекс.Расписания", на трех из четырех направлений полетов у ГУП "Аэропорт Оренбург" есть конкуренция со стороны других авиакомпаний.

Между Архангельском и Котласом (время в пути 1 ч 40–45 мин) летают самолеты L-410UVP-E20 предприятия "Комиавиатранс". В отличие от "Оренбуржья" (два рейса еженедельно) сыктывкарская авиакомпания выставила на этот маршрут три рейса в неделю. Цены на авиабилеты у обоих перевозчиков примерно одинаковы и начинаются от 4700–4800 руб. (здесь и далее указаны округленные суммы). Зато железнодорожное сообщение между двумя городами Архангельской области осуществляется на ежедневной основе. Билеты на поезд можно приобрести от 700 руб. (сидячие) до 2100 руб. (купе). Правда, в этом случае время в пути составит более 20 ч.

Читайте также  Авиакомпания "Трансаэро" расширяет карту полетов из аэропорта Внуково

Между Архангельском и административным центром Ненецкого автономного округа конкуренцию оренбургскому аэропорту составляет авиакомпания "Нордавиа". Ее 135-местные самолеты Boeing 737-500 (время в пути — 1 ч 20 мин) летают из Архангельска в Нарьян-Мар ежедневно, а L-410UVP-E20 (2 ч 30 мин) "Оренбуржья" — пять раз в неделю. При этом стоимость авиабилетов примерно одинакова и начинается от 5200 руб.

ГУП «Аэропорт Оренбург» не смутило присутствие на рынке авиаперевозок СЗФО «домашних» авиакомпаний

Фото: Федор Борисов // Transport-photo.com

На линии Архангельск—Мурманск "Оренбуржье" (время в пути на L-410 составляет 2 ч 10 мин) тоже конкурирует с "Нордавиа". По информации сервиса "Яндекс.Расписания", на этом маршруте архангельский перевозчик использует Ан-24 (1 ч 50 мин). Рейсы на этом типе ВС в интересах "Нордавиа" выполняет "Псковавиа". Авиакомпания "Нордавиа" летает между областными центрами пять раз в неделю, "Оренбуржье" (по данным перевозчика) — ежедневно. Билет на рейс "Нордавиа" можно купить по цене от 5400 руб., на рейс "Оренбуржья" — от 7200 руб. Кроме воздушного транспорта из Архангельска в Мурманск можно добраться железнодорожным: время в пути составит более одного дня, зато обойдется в сумму от 1200 руб. (плацкартный вагон) до 2700 руб. (купе).     

ГУП "Аэропорт Оренбург" — единственный авиаперевозчик только на направлении Котлас—Киров. Продолжительность рейса (выполняются дважды в неделю) на L-410UVP-E20 составляет 1 ч 20 мин. Стоимость билета начинается от 5200 руб. На этом маршруте самолетам "Оренбуржья" есть альтернатива в виде железнодорожного транспорта: время в пути — 8–9 ч; цена билета стартует от 600 руб. (плацкартный вагон) и заканчивается 1900 руб. (купе).

Как видно, предложение "Оренбуржья" по перелетам на Северо-Западе России, мягко говоря, не выигрывает у конкурентов. В ответе ГУП "Аэропорт Оренбург" на запрос ATO.ru также не содержится конкретных разъяснений, зачем авиапредприятие решило поработать в этом регионе.

Читайте также  Рейтинг тяжеловесов

На субсидиях

В оренбургском аэропорту пишут, что все рейсы из новой полетной программы "Оренбуржья" выполняются без дополнительного финансирования извне, исключительно на самоокупаемости: "Экономическая эффективность таких рейсов неоднозначна. Мы постоянно изучаем рынок и рассматриваем разные варианты на уже отработанных и новых направлениях. Стараемся варьировать и отвечать на отраслевые и экономические изменения, оперативно внося новые предложения для потребителей".

В ГУП "Аэропорт Оренбург" напомнили, что из маршрутной карты "Оренбуржья" субсидированием были обеспечены рейсы внутри Приволжского федерального округа (Ижевск, Казань, Киров, Нижнекамск, Пермь, Самара, Уфа) и Оренбургской области (Адамовка, Домбаровский, Кваркено, Орск, Светлый), а также полеты в Екатеринбург и Урай. "Данные направления обслуживаются не первый год и достаточно востребованы у пассажиров", — отметили в оренбургском аэропорту.

Нажмите, чтобы развернуть окончание материала >>

Для того, чтобы сразу видеть материалы целиком,
пройдите простую регистрацию или
авторизуйтесь на сайте.

По данным актуализированного перечня субсидируемых маршрутов (опубликован Росавиацией в октябре), авиакомпания "Оренбуржье" до конца 2016 г. в рамках реализации Постановления российского правительства № 1242 от 25.12.2013 должна была выполнять на 17-местных L-410UVP-E20 восемь межрегиональных рейсов: Новосибирск—Томск, Екатеринбург—Урай, а также из Калуги в Белгород, Воронеж, Курск, Липецк, Нижний Новгород и Ярославль (софинансирование со стороны Калужской области). Интересно, что на сайте ГУП "Аэропорт Оренбург" эти рейсы найти не удалось.